Семёнов Максим Юрьевич

Олимпийская стройка

Как я ездил на Олимпийскую стройку

Как всё начиналось..

19 декабря я зашёл, по стечению обстоятельств, к своему племяннику и узнал, что он, в срочном порядке, собирает отряд рабочих, на стройку олимпийских объектов в Сочи, на короткий срок, до 27-30 декабря.. Оплату обещали хорошую.. Я, правда, почувствовал, что за эти деньги придётся хорошо потрудиться и мы, вероятно, за эту неделю выложимся без остатка.. В общем, он предложил присоединиться и я согласился..

Быт

Прилёт. В аэропорте Адлер/Сочи температура выше ноля (от +5 до +15), в отличии от зимней уфимской (-8, когда улетали).. Прилетели днём.. В ожидании автобуса, который отвезёт нас к месту временного жительства, осматриваем ифотграфируем окрестности..
Наконец, дождались и поехали.. [врезка]

Город

В один из дней удалось пройтись по городу, дойти до моря, прогуляться по парку, раскинувшемуся вдоль берега, протекающей по Адлеру речки.. [врезка]

Работа

Начались трудовые будни.. Подъём в 6:00 утра, садимся в автобус в 7:00 и около 1 часа 45 минут, в зависимости от ситуации на дорогах, едем к месту работы, на "Красную Поляну", которая находится в горах, где зимой лежит снег и бывает довольно холодно, зато открываются такие виды, как на фото, слева..

Работа заключается в помощи монтажникам (мы, в основном, помогали бригаде Никиты: Юре, Максиму, Виталию, Сергею, Диме, Степану, Валере), собирающим металлические конструкции, которые будут служить зрительными трибунами в зоне финиша горнолыжных трасс на Олимпийских играх, а также платформами для теле-радиооборудования и наблюдателей.. Мы откапываем метал из под снега, носим его поближе к местам сборки, подаём, ищём нужные железки и т.п.. На строительном сленге мы называемся гоблины..

Высота трибун в самой высокой точке - 30м.. 15 секций двухметровой высоты.. План сборки и устройство можно понять по схеме камерной платформы (телевышки на горнолыжной трассе).. Устанавливаются вертикальные стойки (могут быть высотой от 0,5 до 4 метров и весом, соответственно, от 2,5 до 20 килограммов), далее они скрепляются между собой горизонтальными поперечинами, называющимися ригелями.. Для жёсткости добавляются укосины или откосы.. Это база конструкции, которая вершится, так называемой, "галкой" - тяжеленной, килограммов в 20-25, металлической штуковиной, треугольной формы, сваренной из труб.. На "галку" ставится траверс.. На него, в свою очередь, трибунный элемент.. На последний, уже, кладутся "полы", по своему виду получившие название "тёрки".. На полы ставятся маленькие опоры для скамеек с сидениями (4 сидения на скамейку).. Местами, вместо "тёрок" кладутся лесенки (тоже, очень тяжёлые) для устройства лестничных проходов.. Схема

На нижнем и верхнем каскаде трибуны кладутся брусья в кол-ве 4-х штук на секцию.. Поверх брусьев стелится фанера.. Таким образом, создаются ровные платформы, внизу трибуны и вверху.. На верхней платформе устанавливаются тёплые бытовки..

Выстраиваясь, либо горизонтальной цепью, либо вертикальной, по секциям, весь этот метал приходится подтаскивать снизу, с того места, куда его положил погрузчик (Manitou).. Тяжёлый холодный метал скользит в руках одетых в вязанные хозяйственные перчатки.. Приходится прилагать усилия, чтобы не выронить железяку.. Стоишь и держишь её пока товарищ не скажет "Взял!", обозначив этим, что крепко держит её и ты можешь отпустить.. К концу второго дня, на левой руке от напряжения у меня "вздулась" мышца.. А сменить некому.. Так дальше и трудился.. Виталий рассказал, что у них в бригаде уже все такие, со вспухшими мышцами.. Месяц на стройке..

Нескольких надо отметить особо: это Юра, Дима, Сергей и Степан.. Рябята собирали конструкции, стоя на поперечных ригелях, диаметром около 6см, порой на 30-метровой высоте, без страховки, держась одной рукой за вертикальную стойку, другой поднимая ещё одну четырёхметровую 20-килограммовую стойку, чтобы поставить её ещё выше.. А потом галки, траверсы, трибунные элементы.. И так весь день.. А завтра снова.. И снова..
Для такого режима труда требуются выдающиеся физические данные..

Обстановка на стройке

[врезка]

Так продолжалось до вечера, 29-го декабря.. На 30-ое число, днём, у нас был назначен отлёт.. Опуская информацию о том, кто как трудился и о процессе прояснения вопросов об оплате труда и билетов домой (Чем занимался мой племянник, каждый день, с момента приезда и, можно сказать, до отъезда.. Вообще, это отдельная история.. Возможно, Никита позже дополнит этот рассказ неоглашёнными деталями..), мы, готовясь морально к приближению периода отдыха, в последний день, в большинстве своём, перестали экономить остатки сил и расставались с ними без сожаления, но с надеждой на скорое восполнение.. Поэтому, когда руководство стройки обратилось к нам с просьбой остаться на работе в ночную смену, я испытал двойственные чувства: с одной стороны, я уже вымотался и хотел выспаться перед дорогой, с другой - поспать можно и в пути.. Здесь же, на стройке, востребованы все ресурсы имеющиеся в наличии, включая даже те крохи энергии, что ещё оставались в нас.. Трибуны недостроены, а 7 февраля, т.е., чуть больше, чем через месяц, открытие Олимпиады.. Не говоря об ожидавшемся 3 января приезде Путина.. Ресурсов же, и впрямь было немного: большинство монтажников либо уже уехали, либо готовились к отъезду.. В любом случае, желающих остаться было немного.. Не помогал даже "пряник" в форме обещания заплатить за эту смену 3000р. наличными, каждому оставшемуся..

Поначалу, из нашего отряда (29 человек), остаться на ночь согласился только один человек - Булат.. Глядя на него, я тоже решился.. Когда руководители стройки, Дмитрий и Пётр, узнали, что от нас вызвались лишь два человека, они прибегли к "кнуту" в форме обещания оштрафовать всех если не наберётся сколько-нибудь многочисленная группа.. Тогда, остались ещё Никита, Роман, Виталий, Семён, Артур и ещё пара человек..

В итоге набралась одна сборная бригада, человек в 20.. И работа продолжилась..
Это был знаковый момент.. Сложность обстоятельств, усталость, люди с других отрядов, непрерывный режим труда и контроль со стороны старшего руководства, прекратили всякое нытьё в рядах нашего отряда и трудиться стали все, даже тунеядцы (увы, были и такие.. только, не все тунеядцы в эту ночь остались на стройке.. да и хорошо..)..
Тут же, нас попросили остаться ещё на несколько дней.. до 3-го января.. (В этот день ожидали приезда Путина..) Обещали заплатить также наличными, только уже по 5000р. за каждые сутки..
И нас осталось семеро.. :) Я, Никита, Булат, Артур, Семён, Виталий и Роман..
30-го, мы отсыпались.. 31-го декабря и 1-го января, смены были несколько сокращённые.. Вечером 31-го я лёг спать и проснулся в полночь от грохота новогоднего салюта.. [врезка]

 

2-го января, мы вновь вышли на сутки.. Днём, доделывали всё те же трибуны в зоне финиша ГорноЛыжного Центра (ГЛЦ).. Зато в ночную смену нас ждал сюрприз: надо было постелить полы на восьми камерных платформах, стоявших по ходу высокогорной трассы.. Поехали мы семеро и четверо ребят с Донбая (Айтек, Казбек, Расул и ещё один).. Это была волшебная ночь.. :)

К месту расположения, находящемуся на приличной высоте, нас доставили на специальном транспортном средстве.. Примерно, на таком: ратрак

Называется он - ратрак.. Ночная поездка в корзине ратрака по "вертикальному" высокогорному склону, в свете прожекторов и пурге от снежных пушек, произвела на всех неизгладимое впечатление..

По приезду, мы обнаружили, что брус и фанеру, которые нам предстояло поднять на платформы, обледенели и вмёрзли в склон.. Ребята раскисли.. Но, глаза боятся, руки - делают.. И, хотя, донбайцы, больше вносили суету чем работали (всё же, надо отдать им должное: в первый момент, их задор помог парням собраться), взявшись за дело, к утру мы постелили полы на 3-ёх больших платформах.. Ещё на две подняли весь материал (брус и фанеру; их ещё предстояло скрутить шурупами, двум плотникам с Узбекистана, которые присоединились к нам чуть позже).. И, на шестую, подняли часть материала..
К этому времени уже рассвело и мы отправились пешком вниз, чтобы успеть получить расчёт, добраться на автобусе в город, собрать вещи и поехать в аэропорт (билеты были куплены на 15:00, по местному времени.. Успели сделать всё, но прямо-таки в конвейерном режиме).. По горнолыжному склону спускались, где как.. Он, местами, настолько крутой, что даже на попе съезжать с него небезопасно..

Конец

[врезка]